>>>

<<<

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ КОНГРЕССА

Конгресс «Российское литературное собрание», который состоялся 21 ноября 2013 года в Москве, дал сильный толчок коллективной мысли всех тех, кто хоть как-то сопричастен литературе, книге, чтению. В обращении к приглашенным участникам говорилось: «Во все времена, начиная от новгородских берестяных грамот и Слова о полку Игореве, во все исторические эпохи литература играла особую роль в жизни России, составляла ее безусловную неоспоримую славу и гордость…» Далее звучала большая тревога: «Но сегодня мы не можем не признать стремительно растущую угрозу обеднения языка, оскудения мысли и, как следствие, одичания душ… Реформы в системе образования, жесткие рыночные законы в издательской деятельности, идейные и имущественные распри в писательской среде, утрата естественных многолетних связей с литературными соседями – все это отодвинуло литературу далеко на обочину общественной жизни…»

     Не откликнуться на это обращение, пронизанное болью за судьбу нашей литературы, было просто невозможно. Обсуждение проходило в восьми секциях, после чего состоялось общее пленарное заседание в присутствии президента В. Путина, его советника по культуре В. Толстого, родственников известных русских классиков.

     * * *

     Тому, как проходила работа конгресса, в СМИ уделялось большое внимание, однако писательских голосов из глубинки слышно почти не было. И не потому, что у нас нет своего видения литературной ситуации в России или не хватило смелости высказать предложения, а потому, что приглашенных было более пятисот человек и времени выступить всем не хватило. Работа секций продолжалась всего два с половиной часа, а проблем за эти годы накопилось, как говорится, выше головы. И нам бы хотелось сейчас высказать свои соображения.

     Первоочередным был вопрос преподавания литературы, подготовки учителей-словесников, литературы для детей.

     Что можно говорить по поводу преподавания литературы, когда количество уроков с каждым годом не увеличивается, а сокращается? В школьные программы по литературе должны быть включены встречи с писателями, чьи произведения рекомендованы для уроков внеклассного чтения. Говорю об этом не голословно, опыт проведения творческих встреч со школьниками у меня большой.

     * * *

     А вот мнение руководителя творческой студии «Свой голос», главного редактора газеты «Карельский спорт», автора двух поэтических сборников Светланы Бердовой:

     «Необходимо избавить учителей словесности от излишней бумажной отчетности, создать условия для творческого подхода в изучении литературы, шире внедрять в школьную программу произведения современных писателей, которые имеют духовную и нравственную ценность, в СМИ представлять литературные новинки, устраивать дискуссии и встречи с писателями так, как это делается с известными политиками. Необходимо требовать от издателей книг не исключать букву «ё» в целях сохранения великого русского языка, воспитания уважения к нему, что сделает чтение удобным и приятным, без искажения смысла».

     Ну как с этим не согласиться?! Что касается детских книг, сейчас, к сожалению, чаще издаются произведения развлекательного характера, про главную роль книги – воспитательную – давно забыли.

     В региональных СМИ теперь редко встретишь литературную критику, статьи по литературоведению, литературному обзору и о презентациях новых книг. У читателей, и даже словесников, потеряны ориентиры.

     В этом отношении добрым словом хочется отметить журнал «Север», который сохраняет лучшие литературные традиции и публикует материалы по литературоведению и критике не только карельских, но и известных российских профессионалов в этой области.

     * * *

     Светлану Захарченко, поэта и прозаика, преподавателя ПетрГУ, руководителя творческой группы «Я», волнует следующее: «Практически невозможно опубликоваться в толстом журнале, не имея связей или личного знакомства с редактором. Необходима квота для провинции! Поэт среднего возраста не имеет возможности дебюта в прозе, т. е. в современное время невозможны Пушкин, Пастернак, которые стали писать прозу после достижения мастерства в поэзии».

     Больной является проблема книгоиздания и книготорговли. Средств на издание книг из бюджета выделяется крайне мало. Писатели вынуждены издавать книги за свой счет, а это значит тонкая обложка, черно-белые (в лучшем случае!) иллюстрации, некачественная бумага. Такие книги в магазины не принимаются. Вот и бродят писатели, как челночники, с сумками на плече. Так и вспомнишь классика: «…и шли они, ветром гонимы…» Покупательная способность читающего населения в регионах невелика. Писателей, у кого уже есть литературное имя, приглашают на бесплатные (!) встречи в школы и библиотеки, порой она работают на износ (по 30–40 приглашений в месяц). И никто не задумывается над тем, что интеллектуальный, творческий труд писателя заслуживает должного уважения и достойной оплаты!

     «Писатели из провинции практически не имеют возможности выхода к широкому читателю. Даже если провинциальный писатель найдет деньги ни издание книги, то в лучшем случае ее приобретут в том городе, где он проживает. Необходимо создать такую систему книгоиздания и книготорговли, в которой издателям и книготорговцам будут предоставлены некие льготы в случае издания и продвижения на рынке книг провинциальных писателей, – считает Светлана Захарченко.

     * * *

     Очень мало внимания уделяется работе с одаренной молодежью. Литературные студии в основном работают на общественных началах. Кто бы знал, какой это труд – проанализировать чужое произведение и объяснить автору его слабые стороны, указать ошибки! Кто с этим хоть когда-то соприкасался, тот меня поймет и услышит. И тем, кто занимается этим очень нужным, но порой таким неблагодарным делом, мой низкий поклон! Коммерческий подход в этой сфере деятельности не должен иметь места.

     Виктор Фокин, автор двух поэтических сборников, который внимательно следит за работой виртуальных клубов и студий, выражает глубокую озабоченность тем, что сегодня в организации литературного процесса в нашей стране наблюдается существенный перекос, то есть вся литературная издательская деятельность (может быть, за исключением учебной литературы) отдана в руки рынка. При таком положении дел весь процесс формирования личности, уровень потенциального читателя ориентированы на наиболее массовые, усредненные ориентиры и постепенно формируют среду потребителей с существенно заниженными критериями вкуса, что в свою очередь создает атмосферу, в которой мы все существуем.

     Вот что говорит наш незрячий писатель Леонид Авксентьев, автор поэтических и прозаических сборников:

     «После выступления Путина перед российскими писателями облегченно вздохнули не только все пишущие, но и все читающие. У тех и у других появилась надежда на то, что наконец будут продолжены традиции Гоголя, Толстого, Достоевского и других наших классиков. Читатель постарше помнит книжный дефицит застойного периода. Сегодня наблюдается обратная картина – книжное море вышло из берегов. Море это штормит, и читателю порой бывает очень непросто найти верные ориентиры в этой бушующей стихии. Легкая жизнь, клубничка вперемешку с матом – вот о чем повествует большинство сегодняшних книг. Большего вреда для читающей молодежи, чем эти книги, не придумаешь. Один из величайших российских умов Дмитрий Лихачев считал, что библиотеки – опора нашей культуры. Знал бы он, что в наше время даже в библиотеках проходят презентации подобных книг. Конечно, очень непросто отличить писателя модного от писателя истинного, но есть еще один верный способ отделить зерна от плевел, спросите себя: а по-божески ли это? И вы увидите, как чудесным образом все встанет на свои места».

     * * *

     Елена Харламова, автор трех поэтических сборников для детей, считает, что решением многих проблем могло бы стать создание сети центров чтения, которые взяли бы на себя труд мониторинга запросов библиотек и потребностей читателя, занимались бы организацией творческих встреч, продвижением молодых авторов и новых книг, поддерживали рублем писательскую деятельность (выезды в командировки, проведение литературных мероприятий, мастер-классов, творческих встреч в школах и библиотеках). Взаимодействие центров чтения друг с другом сделало бы возможным живой творческий обмен и продвижение талантливой литературы за пределы конкретного региона.

     Тут остается только тяжело вздохнуть. Идея эта не нова! Писатели Карелии разрабатывали детальное обоснование создания таких центров и озвучивали его, но услышаны не были!

     К сожалению, так называемая бытовая коррупция проникла даже в библиотеки, что особенно тяжело осознавать! И тут появились «свои» и «чужие». Оценка идет не по уровню профессионального мастерства или по глубине и актуальности поднимаемой в произведении темы, а по тому, к какой «группировке» автор относится. «Свои» поддерживаются библиотечным ресурсом, «чужие» получают отписки: «… к сожалению, не имеем возможности». При таком раскладе многие произведения талантливых региональных авторов канут в Лету.

     Отсутствием объективности (а скорее всего, отсутствием понимания тонкости и сложности литературного творчества) страдают и чиновники в этой, казалось бы, высокодуховной сфере. Нет прозрачности и открытости в распределении бюджетных средств на книгоиздание, процессах присуждения литературных премий, проведении конкурсов, средствах и методах поддержки писательских организаций и писателей, без которых невозможен открытый и честный диалог власти и литераторов.

     * * *

     2015 год по инициативе Президента РФ станет Годом литературы.

     Писателям Карелии, библиотекарям, филологам, государственным чиновникам в области культуры и образования предстоит большая работа по выполнению основной цели конгресса – объединить все усилия, для того чтобы вернуть литературе, чтению, книге, слову их высокое место и предназначение. Очень надеемся, что власть услышит голос карельских писателей и уделит нашим проблемам должное вни-мание.             

Надежда ВАСИЛЬЕВА,

председатель Карельского представительства Союза российских писателей, участник конгресса

газета «Карелия»

<<<

главная

© Союз российских писателей